Загрузка...

Указательный жест

Указательный жест

А что такое указательный жест? — Это настройка ребёнка на дальнее пространство. Ребенок начинает глазом настраиваться на дальнее пространство. У него есть ощущение того, что он может схватить что-то далеко. Вообще учёные доказали, что указательный жест — это знаменитый хватательный рефлекс, просто он видоизменён на определённом этапе развития.

Если у ребёнка не происходит ориентировки на дальнее пространство, то надо понять почему.

Данный запрос требует внимания со стороны родителей. Возможно у ребёнка есть какое-то нарушение зрения — тогда нам нужен окулист. Либо у ребёнка нет мотивации познавать это дальнее пространство — это к дефектологу. Либо мама не стимулирует познание этого дальнего пространства. Возможно, малыш не может поднять руку из-за низкого тонуса или наоборот спастики — этот запрос надо обязательно поставить перед специалистом педагогом, психологом, дефектологом. И задать тому же самому невропатологу. Надо понять, почему ребёнок не пользуется указательным жестом? Почему его не интересует пространство вокруг и у него не возникает желания этим пространством завладеть или какой-то частью этого пространства. Также через указательный жест развивается активный и пассивный словарь. После указания мама начинает реагировать и подносит определённый предмет, на который указывает ребёнок и начинает называть слово: мячик или лампа. Так или иначе указательный жест всегда предшествует развитию активной речи. Именно поэтому причину отсутствия указательного жеста должны исследовать специалисты, если вы заметили его отсутствие.

Указательный жест

Жест, который используется для направления собственного внимания или внимания других людей на что-то (кого-то) чаще всего во время социального взаимодействия.

Наиболее распространённое описание указательного жеста (Дж. Баттерворт): указательный палец и рука вытянуты по направлению к интересующему объекту, тогда как остальные пальцы руки собраны вместе и удерживаются большим пальцем. Это описание ограничивает другие моторные акты, которые также могут нести в себе функцию указания на объект для привлечения внимания. Например, указание на объект глазами, поворотом головы, любым другим пальцем, всей рукой и т. п. Однако исследования развития указательного жеста у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) касаются только указательного жеста указательным пальцем и не позволяют оценить, существуют ли другие формы указательного жеста у детей с РАС.

Существуют два типа указательных жестов: императивный (указательный жест с целью получения желаемого «Я хочу печенье») и декларативный (указательный жест с целью привлечь внимание собеседника «Смотри, печенье!»).

Указательный жест развивается в течение первого года жизни. Сначала появляется указательный жест по отношению к объектам, расположенным в непосредственной близости (приблизительно в 9 месяцев), и только к 12-13 месяцам ребенок начинает использовать указательный жест, чтобы привлечь внимание других людей к объектам, расположенным вдалеке от него. Понимание указательного жеста развивается чуть раньше (6-12 месяцев) и зависит от расстояния между указательным пальцем и собственно объектом, на который указывают. Указательный жест является предиктором появления первых слов и, по данным исследований, количество указательных жестов, используемых ребёнком за определённое время взаимодействия в 12 месяцев, предсказывает развитие речи в 24 месяца.

Исследования указательного жеста

Исследования по продуцированию и пониманию указательного жеста детьми с РАС начались в 1970-х годах. Большинство из них основывались на ретроспективных данных (опросы родителей). Результаты этих исследований продемонстрировали, что дети с РАС, по сравнению с контрольными группами (дети с синдромом Дауна, с нарушениями речи) испытывали дефицит и в понимании, и в использовании указательного жеста. Обнаружилось также несоответствие между пониманием и продуцированием: понимание указательного жеста было хуже, чем использование. Зачастую дети с РАС использовали руку взрослого для указания на интересующий их предмет (например, кран, чтобы попить воды).

В 80-х годах прошлого века выделилось два теоретических подхода к исследованиям развития указательного жеста у детей с РАС: подход, предполагающий, что в основе дефицита понимания и продуцирования указательных жестов при аутизме лежит нарушение разделённого внимания, и подход, предполагающий нарушения в развитии модели психического.

В исследованиях, выполненных в рамках первого подхода было показано, что дети с РАС отличаются от детей с задержкой речевого развития (ЗРР) выраженностью указательного жеста: дети с РАС продуцируют такое же количество указательных жестов, как и дети с ЗРР, когда объект находится в непосредственной близости от них (показывают, дотрагиваясь до него), но практически не используют указательный жест, когда необходимо указать на объект, находящийся далеко от них. Кроме того, понимание указательного жеста детьми с РАС было хуже, если он не сопровождался вербальным высказыванием. Этот факт натолкнул исследователей на мысль, что коммуникативные расстройства при РАС могут быть следствием нарушения способности к разделённому вниманию.

Саймон Филипп Барон-Коэн показал, что у детей с РАС имеется снижение способности понимать и использовать указательный жест, адресованный кому-то, привлекающий чьё-то внимание (продекларативное указание), но не указательный жест, направленный на то, чтобы взять выбранный предмет (проимперативное указание). Этот факт он интерпретировал как следствие дефицита в развитии модели психического у детей с РАС. В дальнейшем эти факты подтвердились в лонгитюдном исследовании: у детей с РАС сначала развивается императивный указательный жест, а только потом (и не у всех из исследуемых детей 2-4 лет) — декларативный.

В исследовании невербальной коммуникации у детей 3-7 лет с РАС, функционирующих на высоком уровне, было показано, что они использовали и понимали указательный жест так же, как дети с типичным развитием и нарушениями речи, но реже использовали визуальный контакт для проверки, смотрит ли собеседник на тот объект, на который они указывают.

Последние исследования развития указательного жеста у детей с РАС проводились на группах младенцев с высоким риском развития РАС (обычно сиблингах). Результаты этих исследований продемонстрировали, что в 12 месяцев младенцы, которым впоследствии был поставлен диагноз РАС, отличались количеством указательных жестов только от группы детей с типичным развитием, но не от группы детей с нарушениями речи. Однако были найдены значимые различия в жесте показывания (showing) между детьми с РАС и детьми с нарушениями речи, что подтолкнуло авторов к мысли, что именно этот жест, а не указательный может служить предиктором РАС.

Всё начинается с игры. Умение дружить и решать конфликты, плодотворно проводить свободное время и занимать себя в минуты, когда один, строить отношения со сверстниками и взрослыми. Шаг за шагом через неё ребёнок осваивает эти сложные навыки.

Рекомендуем

1 месяц

3000р.

1 месяц

Подписка на 1 месяц ..

№2 Что? Чем? Карточки АВА.

150р.

№2 Что? Чем? Карточки АВА.

 Пособие Что? Чем? Пособие направлено на развитие речи и позволяет научиться ребенку отвечать на вопросы: Что? Чем? Набор включает в себя 30 лото формате А5 с сюжетными картинками  ..

№5 Дом

260р.

№5 Дом

Лото "Дом" с реалистичными интерьерами. В комплекте: - 10 игровых полей (комнаты дома: прихожая, кухня, столовая, гостиная, спальня, детская и т.д.) - игровые карты (по 11 к каждому..

№7 Альбом Обо мне (девочка)

200р.

№7 Альбом Обо мне (девочка)

Умение рассказать о себе, один из ключевых навыков, которые в дальнейшем помогут продемонстрировать свои коммуникативные способности. Детям с особенностями развития, крайне важно овладеть данным на..

Связанные статьи

Звукоподражание у детей
Звукоподражание у детей

Звукоподражание — это способность ребёнка воспроизводить звуки, которые он слышит вокруг себя, с помощью своего голоса. Это одна из важных стадий развития речи у детей. В процессе звукоподраж..

О Ведущей деятельности
О Ведущей деятельности

В каждом возрасте у человека есть ведущий вид деятельности.  Это то занятие, в процессе которого происходит рост формирования личности обучения, развития навыков, умений и знаний для ребёнка, ве..

Аутизм. Современные методы коррекции. Часть I
Аутизм. Современные методы коррекции. Часть I

Аутизм   Нарушением психического развития, которое характеризуется расстройствами моторики и речи и приводит к нарушению социального взаимодействия, является аутизм. Это заболевание о..

Аутизм. Современные методы коррекции. Часть II
Аутизм. Современные методы коррекции. Часть II

Аутизм у взрослых Аутизм взрослых людей представляет собой серьезное расстройство психики, которое резко снижает их уровень адаптации и социализации в окружающем мире. В раннем возрасте это заболев..

Аутизм сегодня
Аутизм сегодня

   В последние десятилетия усилилось внимание к детям с нарушениями в развитии. Аутизм, несомненно, занимает одну из самых заметных позиций в списке патологий детского возраста. Ребёнок с та..