Загрузка...

Аутизм сегодня

Аутизм сегодня

   В последние десятилетия усилилось внимание к детям с нарушениями в развитии. Аутизм, несомненно, занимает одну из самых заметных позиций в списке патологий детского возраста. Ребёнок с таким отклонением в развитии разительно отличается от своих сверстников, как особенностью восприятия мира, так и поведением. Окружающим очень нелегко контактировать с ними, проблемы неизбежны как в окружающем социуме, так и в семье, в которой такой ребенок родился.

•  Вместе с тем данное нарушение развития ещё очень мало изучено, а количество детей с диагнозом «аутизм» по статистическим данным увеличивается с каждым годом. Соответственно можно сделать вывод, что всестороннее изучение темы «аутичного ребёнка» имеет огромное значение для социализации таких детей.

•  Основными задачами такой работы должны являться: углублённое изучение проблемы детского аутизма, формирование понимания общих закономерностей, связанных с данным отклонением, и, на основании этого, разработка и последующее внедрение эффективных коррекционных программ обучения и развития.

Основные особенности и проявления аутизма

Наиболее ярко выраженные симптомы аутизма у ребёнка: замкнутость, бедность выражения эмоций, отсутствие интереса к окружающему миру, слабая реакция на внешние стимулы.

Ребенок, страдающий аутизмом, не способен играть с другими детьми, с трудом усваивает речь (если вообще усваивает).

Другие симптомы аутизма: с одной стороны - неадекватные страхи (боязнь каких-либо самых обычных предметов), с другой - отсутствие чувства реальной опасности.

3 главных признака аутизма у детей, которые проявляются в той или иной степени:

  • • Нарушение социального поведения.
  • • Нарушение коммуникации.
  • • Стереотипное поведение.

Нарушение социального поведения проявляется следующими признаками:

  • • Отсутствует или резко нарушен контакт глаза-в-глаза.
  • •​​​​​​​ Скудная мимика, часто не адекватная ситуации.
  • •​​​​​​​ Жесты используются лишь для обозначения нужд.
  • •​​​​​​​ Неспособность понять эмоции окружающих.
  • •​​​​​​​ Отсутствие интереса к ровесникам.
  • •​​​​​​​ Трудности в играх с применением воображения и знанием социальных ролей.
  • •​​​​​​​ Нет ответа на общение и проявлений эмоций родителями.

Нарушение коммуникации проявляется следующими признаками:

  • •​​​​​​​ Выраженная задержка речи или её отсутствие (мутизм).
  • •​​​​​​​ При тяжёлом аутизме дети не овладевают речью. Они употребляют несколько слов для обозначения потребностей, употребляя их в одной форме (пить, есть, спать).
  • •​​​​​​​ Аномальный характер речи (повторы, эхолалии).
  • •​​​​​​​ При ответе на вопрос больной ребенок повторяет всю фразу или часть её. Взрослый спрашивает: "Ты хочешь пить?" Ребенок отвечает: "Ты хочешь пить?"
  • •​​​​​​​ А также слишком громкая или тихая речь, неправильные интонации, отсутствует реакция на собственное имя, не наступает или задерживается «возраст вопросов». Дети с аутизмом, в отличие от обычных детей, не пристают к родителям с сотнями вопросов об окружающем мире. Если этот период все же наступает, то вопросы очень однообразны и не несут практического значения.

Стереотипное поведение проявляется следующими признаками:

  • •​​​​​​​ Зацикленность на определённом занятии с невозможностью переключиться.
  • •​​​​​​​ Выполнение ежедневных ритуалов.
  • •​​​​​​​ Многократные повторения движений, лишённых смысловой нагрузки.
  • •​​​​​​​ Характерны навязчивые идеи, страхи. В пугающих ситуациях возможны приступы агрессии и само агрессии.

Некоторые детей с аутизмом имеют лёгкую или умеренную степень умственной отсталости. Это связано с дефектами мозга и трудностями в обучении. При лёгких формах болезни и динамичном развитии речи интеллект может быть нормальным или даже выше среднего.

Восприятие окружающего мира ребёнком с аутизмом

Восприятие аутичного ребёнка характеризуется следующим образом:

  • •​​​​​​​ Болезнь проявляется тем, что ребенок воспринимает человека, как «набор» не связанных между собой частей тела.
  • •​​​​​​​ Малыш не может объединить в единственный образ все детали.
  • •​​​​​​​ Ребёнок почти не отличает неодушевлённые предметы от одушевлённых.
  • •​​​​​​​ Все внешние влияния – прикосновения, свет, звук – провоцируют дискомфортное состояние.
  • •​​​​​​​ Ребенок старается уйти внутрь себя от мира, который его окружает.

Основные направления коррекционного воздействия

Основной целью является исправление или ослабление имеющихся проявлений аутизма и вызванных им нарушений, стимуляцию дальнейшего продвижения ребёнка посредством совершенствования приобретаемых в дошкольном возрасте умений и содействие всестороннему максимально возможному его развитию.

При создании коррекционных программ целесообразно придерживаться следующих принципов:

  • •​​​​​​​ комплексный медико-психолого-педагогический подход к коррекции;
  • •​​​​​​​ преемственность коррекционной работы на всех возрастных этапах с учётом специфики психических особенностей при РДА;
  • •​​​​​​​ индивидуальный характер коррекции на начальных этапах с постепенным переходом к групповым формам работы;
  • •​​​​​​​ определяющая роль интересов аутичного ребёнка при выборе методических подходов.

Приоритетным для детей с проявлениями аутизма являются следующие направления коррекционно развивающей и восстановительной работы:

  • •​​​​​​​ коррекция эмоциональной сферы;
  • •​​​​​​​ формирование коммуникативной сферы;
  • •​​​​​​​ социально-бытовая адаптация.

              

 У детей с расстройством аутистического спектра из-за неверной переработки сенсорной информации наблюдаются нарушения в сфере восприятия. Эти проблемы могут касаться как одного из анализаторов, так и их совокупности: слуха, зрения, осязания или обоняния. Поэтому необходимо проводить работу по развитию восприятия и формированию сенсомоторной деятельности, адекватному использованию сенсорных анализаторов, а также развитию образного мышления.

   Коррекция эмоциональной сферы включает в себя в первую очередь обучение правильному распознаванию эмоционального состояния другого человека по внешним признакам того или иного чувства, при этом важно максимально ограничить влияние эмоционально-травмирующих ситуаций.

   Немаловажным является удовлетворение потребности ребёнка в двигательной активности и развитие компонентов общей и мелкой моторики. 

    Следует помнить о стимулирующей окружающей среде, поскольку только при наличии стимулирующей предметно-указательной и социальной среды возможно позитивное развитие ребёнка.

     Существенную помощь в деле социализации ребёнка с аутизмом, в уменьшении его тревожности и упорядочивании поведения окажет формирование навыков самоорганизации. Этому способствует наличие чёткого расписания или распорядка дня, когда события заранее предсказуемы.

     Важным этапом в коррекционно-развивающей работе является организация интегрированных занятий, введение аутичного ребёнка в среду здоровых сверстников. 

     При этом следует помнить, что дети с аутизмом затрудняются в переносе уже освоенных жизненных навыков в новые обстоятельства.

Рекомендуем

1 месяц

3000р.

1 месяц

Подписка на 1 месяц ..

№1 Ассоциации. Карточки АВА.

150р.

№1 Ассоциации. Карточки АВА.

Набор карточек ассоциации 32 карточки ( 16 пар)   Необходимо соотнести карточку с предложенным набором по ассоциативной связи. Все стимулы взяты из бытовой жизни ребёнка, изображения чётк..

№2 Что? Чем? Карточки АВА.

150р.

№2 Что? Чем? Карточки АВА.

 Пособие Что? Чем? Пособие направлено на развитие речи и позволяет научиться ребенку отвечать на вопросы: Что? Чем? Набор включает в себя 30 лото формате А5 с сюжетными картинками  ..

№4 Формы

150р.

№4 Формы

Пособие формы Цель пособия : Обобщить знания о формах. Какие навыки отрабатывать? •    Навык сортировки •    Навык ответа на вопрос •   &n..

Связанные статьи

Наша программа
Наша программа

Онлайн проект «Мама.Учи» — обучающий проект для родителей. Онлайн платформа призвана помочь родителям, воспитывающих детей с ОВЗ, максимально просто получать психолого-педагогические услуги, необхо..

Игры на липучках
Игры на липучках

Итак, Вы скачали шаблон понравившейся Вам игры, прежде чем дать этот материал ребёнку, Вам необходимо сделать игру удобной для Вашего малыша. Советы и рекомендации начинающим «игроделам»..

Правила игры с ребенком
Правила игры с ребенком

Основной, самой главной и ведущей в жизни ребёнка, в его познании и освоении мира, является конечно же, игра. Начиная с раннего возраста, малыш учится с захватывать игрушки, удерживать внимание на ни..

О Ведущей деятельности
О Ведущей деятельности

В каждом возрасте у человека есть ведущий вид деятельности.  Это то занятие, в процессе которого происходит рост формирования личности обучения, развития навыков, умений и знаний для ребёнка, ве..

Указательный жест
Указательный жест

А что такое указательный жест? — Это настройка ребёнка на дальнее пространство. Ребенок начинает глазом настраиваться на дальнее пространство. У него есть ощущение того, что он может схвати..

Аутизм. Современные методы коррекции. Часть II
Аутизм. Современные методы коррекции. Часть II

Аутизм у взрослых Аутизм взрослых людей представляет собой серьезное расстройство психики, которое резко снижает их уровень адаптации и социализации в окружающем мире. В раннем возрасте это заболев..

Уровни функционирования при РАС
Уровни функционирования при РАС

Три уровня функционирования при РАС При детском аутизме и атипичном аутизме уровень функционирования может быть любой. При синдроме Аспергера уровень обычно первый, реже второй, третьего не бывает...

Влияние стрессовых ситуаций
Влияние стрессовых ситуаций

Когда в нашу жизнь врываются стрессовые факторы, наш разум начинает функционировать для выживания. Это так называемый «Рептильный мозг», который запускает автоматические телесные реакции: бей (атакуй)..